Поляков Николай Фёдорович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 155
Орден Ленина № 16307
Поляков Николай Фёдорович – паровозный машинист депо Омск Омской железной дороги.
Родился 22 января 1914 года в уездном городе Омск Акмолинской области Степного генерал-губернаторства, ныне в областном центре Омской области, в семье железнодорожника. Русский. Вместе с братом-близнецом Петром Николай окончил в 1929 году 7 классов, в 1931 году – школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Омском паровозоремонтном заводе, получив квалификацию слесаря-паровозника 4-го разряда. Потом братья работали слесарями на этом же заводе, ставшем вагоноремонтным.
В 1932 году по личной просьбе Николай переведён в депо имени Куйбышева в Омске, где работал кочегаром, а через полгода – помощником машиниста. С отличием окончил 8-месячные курсы машинистов и с декабря 1934 года уже работал машинистом. Одним из первых на Омской магистрали Транссиба подхватил почин машиниста Петра Кривоноса. Работал так, что был избран депутатом Омского областного Совета депутатов трудящихся.
В 1936–1938 годах проходил действительную военную службу в Красной Армии. Служил машинистом железнодорожного полка одного из укрепрайонов Тихоокеанского флота во Владивостоке. После увольнения в запас вернулся домой, на старое место работы.
Работал машинистом Омского паровозного депо, куда поступили новые локомотивы с конденсацией пара серии СОК («Серго Орджоникидзе»). Освоив паровоз, стал проводить безводные рейсы. В марте 1938 Поляков с напарником Берниковым установили всесоюзный рекорд, доведя пробег паровоза без набора воды до 2 тысяч километров. Среднемесячный пробег их локомотива составил 20 тысяч километров при норме 7 тысяч. Поляков стал инициатором безводных тысячекилометровых пробегов паровоза с конденсацией, был награждён знаком «Почётному железнодорожнику». Машинисты депо Омск, Петропавловск, Барабинск, Куйбышевск подхватили инициативу кривоносовца Полякова. В стране появились «поляковцы».
По инициативе Полякова на омской магистрали была создана комсомольско-молодёжная колонна из десяти паровозов с конденсацией пара. Николай не только щедро передавал свой опыт, но и умело руководил молодыми механиками. Его паровозная бригада не знала случаев брака и межпоездного ремонта. Мелкий ремонт выполняли сами. Паровоз от промывки до промывки работал без захода в депо. 23 ноября 1939 года был награждён орденом Ленина.
В январе 1941 года он был назначен заместителем начальника Омского отделения паровозного хозяйства. С началом войны несколько раз просился на фронт, но получал отказы. По омской магистрали потоки грузов шли непрерывно: на восток шли эшелоны с эвакуированными и промышленным оборудованием, а на запад – составы с войсками и боевой техникой. В это трудное время (1943 год) Поляков возвратился на паровоз машинистом и продолжил водить большегрузные составы по Омской железной дороге.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Полякову Николаю Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
24 декабря в Кремле ему вручили высокие награды Родины, в Наркомате путей сообщения СССР – третий знак «Почётному железнодорожнику».
В феврале 1944 года он возглавил колонну из 15 паровозов с конденсацией пара и умело руководил коллективом. Его колонна за шесть с половиной месяцев провела 2621 тяжеловесный сдвоенный поезд, 1812 кольцевых маршрутов, сэкономила 3854 тонны угля, увеличила среднесуточный пробег локомотивов. Это была существенная помощь фронту.
После Победы Поляков перевозил срочные составы, двигавшиеся с войсками и боевой техникой на Дальний Восток. В июле 1945 года награждён орденом Красной Звезды. В декабре назначен помощником начальника паровозного депо.
Сочетая ответственную работу с учёбой, он в 1946 году окончил Омский электромеханический техникум, а в 1949 году – Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта имени Ф. Э. Дзержинского с квалификацией инженера-механика по паровозному хозяйству.
В июле 1949 года инженер-майор тяги Поляков был назначен начальником паровозного депо Петропавловск Омской дороги. Переехал жить в город Петропавловск, административный центр Северо-Казахстанской области Казахской ССР (ныне – Казахстана). В 1950 году ему присвоили персональное звание директора-подполковника тяги. Когда начался перевод железной дороги на тепловозную тягу, Поляков, бывший всю трудовую жизнь паровозником, переквалифицироваться не стал.
В июне 1955 года, как опытный руководитель, был избран заместителем председателя исполкома Северо-Казахстанского областного Совета депутатов трудящихся. На этом посту трудился 8 лет, отмечен двумя орденами «Знак Почёта». В связи с ухудшением состояния здоровья в 1963 году назначен директором Петропавловского завода малолитражных двигателей, коллектив которого в 1964 году был награждён орденом «Знак Почёта».
С декабря 1968 года – персональный пенсионер союзного значения. Жил в городе Петропавловске. В августе 1971 года, будучи один на рыбалке на реке Ишим за десятки километров от дома, оказался парализованным. Помощь была оказана поздно, последние 14 лет он не мог самостоятельно передвигаться. Скончался 12 февраля 1986 года. Похоронен на Старом православном кладбище (район Рабочего посёлка в составе Петропавловска).
Награждён 2 орденами Ленина (23.11.1939; 05.11.1943), орденом Красной Звезды (29.07.1945), 2 орденами «Знак Почёта» (13.11.1957; 22.08.1966), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (17.02.1951), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (06.06.1945), «За освоение целинных земель» (20.10.1956); 3 знаками «Почётному железнодорожнику» (30.07.1938; 01.10.1939; 30.10.1945), знаком «Отличный паровозник»; Малой золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (30.11.1956). Почётный гражданин города Петропавловска (1952).
Память о Н. Ф. Полякове увековечена на мемориале Героев на площади Победы города Омска. Мемориальные доски открыты на доме, в котором родился Герой, на здании локомотивного депо станции Петропавловск Южно-Уральской железной дороги (2008) и в музее Омского локомотивного депо.
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Нпф будущее незаконный перевод салехард нпф будущее незаконный перевод салехард irkutsk.cataloxy.ru |