Кривошеин Николай Афанасьевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9910
Орден Ленина № 345003
Кривошеин Николай Афанасьевич - главный конструктор Центрального конструкторского бюро тяжёлого машиностроения Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике, город Москва.
Родился 20 мая 1908 года в городе Макеевка ныне Донецкой области Украины в семье рабочего. Русский. Окончил начальную школу. Работал учеником слесаря на Макеевском металлургическом заводе. Одновременно учился на рабфаке.
В 1934 году окончил Московский механико-машиностроительный институт (МВТУ имени Н.Э.Баумана), после чего работал на предприятиях Наркомата тяжёлого машиностроения: в 1934-35 годах – инженер-конструктор Московского машиностроительного завода «Красный металлист»; в 1935-38 годах – заместитель главного инженера Государственного треста по рационализации производства в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности «Оргаметалл».
С 1938 года работал в аппарате Наркомата тяжёлого машиностроения заместителем начальника отдела, преобразованного в главк - Главное управление подъёмно-транспортного машиностроения (ГУПТмаш), главным инженером которого Н.А.Кривошеин являлся в годы войны и после её окончания. Занимался конструированием и внедрением в производство различных баз и приспособлений для использования реактивных боеприпасов на фронте. За доблестный труд был награждён орденом Красной Звезды.
В 1945-49 годах Н.А.Кривошеин неоднократно находился в командировках в Германии, где изучал немецкую ракетную технику, в том числе подъёмно-установочные агрегаты ракеты ФАУ-2. За большой вклад в создание пусковой установки первой нашей ракеты Р-1 в 1948 году был награждён орденом Ленина.
В сентябре 1954 года Н.А.Кривошеин был назначен начальником и главным конструктором Центрального конструкторского бюро тяжёлого машиностроения (ЦКБ ТМ). Это предприятие было создано для разработки и изготовления наземной ракетной и космической техники, осуществляющей весь комплекс мероприятий по подготовке и запуску. ЦКБ ТМ Н.А.Кривошеин возглавлял до 1976 года с небольшим перерывом (в 1964-65 годах работал начальником главного управления в Госкомитете по оборонной технике).
Под руководством Н.А.Кривошеина ЦКБ ТМ быстро стало головным предприятием по созданию большой номенклатуры оборудования различного назначения, такого как установщики ракет, заправочно-мачтовые устройства, дренажные системы, специализированные подъёмные устройства, краны и подъёмники для боевых и космических ракетных комплексов. Под его руководством были созданы агрегаты наземного оборудования для космических стартов и боевых ракетных комплексов (БРК), таких как Р-1, Р-2, Р-5 и Р-5М, Р-7 и Р-7А, Р-0А, Р-12 и Р-12У, Р-14, Р-36 и Р-36орб, Р-100 и УР-100У, УР-100Н и УР-100Н УТТХ, МРУР-100 и МРУР-100УТТХ; стартовые агрегаты для ракет Р-11 и Р-17; защитные устройства для комплексов с ракетами Р-9А, Р-12У, Р-14У, УР-100, УР-100У, УР-100Н, УР-100Н УТТТХ, РТ-23УТТХ и «Тополь-М» (наземного базирования), космических ракетных комплексов «Спутник», «Восток», «Союз», «Молния», «Протон», Н-1, установщиков, защитных устройств и другого оборудования БРК для РВСН, кантователей, агрегатов вертикальной загрузки ракет в подводные лодки для ВМФ. В 1957 году Н.А.Кривошеин обеспечивал запуск ракеты-носителя с первым искусственным спутником земли, а в 1961 году - космического корабля «Восток-1» с космонавтом Ю.А.Гагариным.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Кривошеину Николаю Афанасьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот".
После того, как в 1969 году ЦКБ ТМ стало головным предприятием по разработке командных пунктов, под его руководством был разработан проект первого унифицированного командного пункта шахтного типа, фактически определившего основные направления развития командных пунктов стационарного типа.
Опыт создания подъёмно-установочных агрегатов Н.А.Кривошеиным был обобщён в его кандидатской диссертации (1968).
Н.А.Кривошеин внёс вклад в организацию и развитие ЦКБ ТМ, руководил всеми его разработками. При нём в работе предприятия появилось много важных научно-производственных направлений, таких как создание специальных высокозащищенных антенно-фидерных устройств стационарного, выдвижного и подземного типов, различных систем амортизации, аккумуляторов холода. Многие типы оборудования двойного применения по своим параметрам не имели аналогов в мире.
Н.А.Кривошеин участвовал во всех лётно-конструкторских испытаниях боевых и космических ракет, присутствовал на секретных космических стартах на Байконуре, в Капустином Яре и Семипалатинске. В 1976 году на одном из неудачных стартов он получил смертельную дозу облучения, вследствие чего 30 декабря 1976 года скончался в Кремлёвской больнице. Причина смерти официально не установлена. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 1997 году в связи с 50-летним юбилеем ЦКБ ТМ Федерация космонавтики РФ учредила памятный нагрудный знак в честь Н.А.Кривошеина. В 2008 году в честь 100-летия со дня его рождения на здании ФГУП «ЦКБ ТМ» установлена мемориальная доска.
Награждён 3 орденами Ленина (1948, 1961, 1969), орденами Трудового Красного Знамени (1957), Красной Звезды (1944), медалями. Лауреат Сталинской (Государственной) (1950) и Ленинской (1975) премий.
Биографию подготовил:
Система подбора автоэмалей perfecoat на сайте Самая подробная информация система подбора автоэмалей perfecoat на сайте. easicoat.ru |