Андронов Анатолий Васильевич
Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации
Медаль № 430
Андронов Анатолий Васильевич – заместитель начальника испытательного центра 929-го
Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации,
полковник.
Родился 13 марта 1951 года в городе Щёлково (посёлок Чкаловский) Московской области. Русский.
Из семьи офицера, полковника, участника Великой Отечественной войны. В 1962 году семья
переехала по новому месту службы отца в город Ахтубинск Астраханской области. Окончил среднюю
школу № 6 в Ахтубинске в 1968 году.
В Советской Армии с августа 1968 года. В 1972 окончил Балашовское высшее военное авиационное
училище лётчиков. Служил в 75-м отдельном смешанном авиационном полку обеспечения
Государственного Краснознамённого Научно-испытательного института Военно-воздушных сил в
г.Ахтубинске Астраханской области в должностях: с декабря 1972 года - помощник командира
корабля, с июня 1977 года – заместитель командира авиационного отряда, с августа 1979 года -
командир авиационного отряда.
В 1981 окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей ВВС (Ахтубинск), и в том же 1981 году
окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (Ахтубинский филиал).
На лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом Научно-испытательном институте
ВВС (Чкаловский филиал): с февраля 1982 года - лётчик-испытатель 1-й авиационно-испытательной
эскадрильи; с декабря 1986 года - заместитель командира этой эскадрильи; с января 1990 года -
командир этой эскадрильи; с апреля 1991 года - заместитель начальника 4-го научно-
испытательного управления; с сентября 1992 года - начальник 4-го научно-испытательного
управления; с апреля 1997 года - заместитель начальника Испытательного центра(аэродром
Чкаловский).
Специалист по испытаниям тяжелой авиационной техники, прежде всего – военно-транспортных
самолётов и самолётов специального назначения. В качестве ведущего лётчика-испытателя проводил
государственные летные испытания тяжелого военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан»,
Ан-225 «Мрия» (крупнейший в мире транспортный самолёт), воздушного реанимационно-
анестезиологического комплекса Ил-76МД «Скальпель», воздушного пункта управления войсками Ил-
86-65с, спортивно-акробатического самолёта Су-26, оперативно-тактического военно-
транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70.
За период лётно-испытательной работы совершил 1478 испытательных полётов, освоил свыше 40
типов самолётов, в том числе Ан-12, Ан-22, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-32, Ан-70, Ан-72, Ан-74,
Ан-124, Ан-225, Ил-14, Ил-18, Ил-76, Ил-80, Ил-82, Ил-86, Ту-16, Ту-104, Ту-134, Ту-154, Як-
40, Як-50, Як-52, Як-55, Л-29, Л-39, МиГ-21, Л-410, Су-26. Общий налёт составляет 7300 часов.
Выполнил свыше 60 испытательных работ.
В мае-июне 1980 года выполнял полеты в Афганистан в целях обеспечения испытаний опытной
авиационной техники в боевых условиях и выполнения специальных заданий командования.
Особенно много страниц биографии А.Андронова связано с одним из лучших военно-транспортных
самолётов мира Ан-124 «Руслан», В декабре 1990 года на самолете Ан-124 участвовал в
кругосветном перелёте через Северный и Южный полюса Земли. В ходе этого перелёта
продолжительностью 72 часа 26 минут были установлены 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных
рекордов. В условиях фактически начавшегося распада СССР этот уникальный полёт остался
практически незамеченным в родной стране, но в мировых СМИ получил широкое освещение. Также
выполнил испытательный полет на десантирование с самолёта Ан-124 100 тонн груза (4 платформы
по 25 тонн) «цугом» с высоты 600 метров при ручном управлении самолётом.
Ещё один уникальный эксперимент, не имеющий аналогов в мировой практике - дозаправка в воздухе
самолета Ил-86-65с, когда была перекачена от танкера 51 тонна топлива без расстыковки в
течение 31 минуты на максимально допустимой высоте полета 8000 метров.
В начале 1996 года на самолете Ан-124 выполнил шесть полётов в Заполярье, производя посадки
на грунтовый аэродром Тенкеле, имеющий длину взлётно-посадочной полосы 1600 метров (для
взлёта Ан-124 необходима бетонная полоса в 3000 метров) для доставки запасов оловянного
концентрата на Новосибирский оловокомбинат (вывоз обычно принятым речным способом в тот год
был невозможен из-за паралича речного транспорта в Сибири). По действиям Андронова в этих
широтах была написана методика для полётов военно-транспортной авиации в условиях Арктики и
выполнения посадок на грунтовые аэродромы.
В 1991 году была совершена Антарктическая экспедиция по доставке грузов зимовщикам станций
«Молодёжная», «Восток» и «Ново-Лазаревская». В ходе этой экспедиции в аэропорту Кейптауна
(ЮАР) при выполнении взлёта перед отрывом самолета от ВПП лопнул масляный трубопровод
перегруженного Ил-76МД. В таких случаях лётчик обязан немедленно выключить неисправный
двигатель, но делать это было нельзя из-за недостаточной высоты для пролета над препятствиями
по курсу взлета. В чрезвычайной ситуации А.В. Андронов сумел набрать безопасную высоту,
выключил двигатель и, выработав за 3 часа топливо, успешно произвел посадку на том же
аэродроме. Грамотные действия позволили сохранить авиационную технику и продолжить экспедицию,
в ходе которой был выполнен полёт на антарктическую станцию «Восток» в центральную часть
Антарктиды, где выполнил беспарашютное десантирование платформы с грузами с предельно малой
высоты в 5 метров. Особую сложность в выполнение этого задания добавляло то обстоятельство,
что станция «Восток» находится на высоте в 3488 метров над уровнем моря.
В 1996 – 1997 годах по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации работал в ОКБ
имени О.К. Антонова на Украине, ведущий летчик-испытатель тактического военно-транспортного
самолёта Ан-70. Во время первого испытательного полёта 22 апреля 1997 года на высоте 2500
метров произошла внезапная потеря управления самолётом, машина начала терять высоту. В
критической обстановке экипаж произвёл восстановление управлением самолётом по аварийному
контуру. Действуя совместно и слаженно с А.Галуненко, пилоты выполнили имитацию посадки в
воздухе на высоте 1000 метров, а затем и реальную посадку с использованием системы аварийного
гидродистанционного управления, на которой никто в СССР и в постсоветских странах ранее не
садился. Опытный экземпляр нового самолёта был спасён.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, указом Президента
Российской Федерации от 16 января 1998 года полковнику Андронову Анатолию Васильевичу
присвоено звание Героя Российской Федерации.
С 31 августа 2001 года полковник А.В. Андронов – в запасе.
Живёт в городе Щёлково Московской области. Окончил Российскую академию государственной службы
при Президенте России в 2001 году. В настоящее время работает в Испытательном центре: ведущий
инженер по испытаниям, старший научный сотрудник. С 2009 года - депутат Щелковского районного
совета депутатов от партии «Единая Россия», председатель комиссии по вопросам здравоохранения
и социальной защиты населения. Активно занимается общественной деятельностью, член правления и
помощник заместителя председателя Клуба Героев и полных кавалеров ордена Славы города Москвы и
Московской области.
Кандидат технических наук (16.10.2014).
Полковник (17.08.1988). Награждён советскими орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах
СССР» 2-й (6.08.1991) и 3-й (3.03.1987) степеней, российским орденом «За военные заслуги»
(20.07.1996), медалями, иностранной наградой - орденом «За мужество» 3-й степени (Украина,
20.09.1997).
Лётчик-испытатель 1-го класса.
Составитель биографии сердечно благодарит Героя Российской Федерации А.В. Андронова за
предоставленные информацию и фотоматериалы.
Биографию подготовил:
Свидетельство Героя или его родных